ГИБДД всерьез принимается за владельцев автомобилей, оснащенных ксеноновыми фарами. В данном случае никакого произвола, все по-честному. Всего-лишь требование, чтобы автомобиль соответствовал техническим требованиям которым, по сути, он и должен соответствовать. Похоже, что с выявлением таких автомобилей во время прохождения техосмотра у гаишников плохо получается – кроме автомобилей с нештатным ксеноном по нашим дорогам раскатывает куча автомобилей с внутреннего японского рынка, у которых, понятное дело, фары светят “не туда” и автомобилей из Северной Америки, у которых “световой пучок не тот”. Остается только догадываться, каким образом владельцам этих транспортных средств удается пройти техосмотр.
Поскольку оборудования для проверки светотехники на постах нет, видимо, решили ловить авто с ксеноновыми (газоразрядными) лампами. Их-то видно сразу и допустимость установки таких ламп в фару можно проверить без приборов – достаточно посмотреть маркировку на фаре и стекле, если стекло съемное. Вот разъяснение маркировки, опубликованное на сайте ГИБДД:
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:
Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.
- С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
- DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Вот пример маркировки фары BMW (взято с сайта bmwclub.ru):
Здесь видно, что в фару могут быть установлены двухрежимные газоразрадные лампы (DCR), галогеновые ближнего света (HC) и галогеновые дальнего (HR). К этому автомобилю претензий не будет.
Однако в Татарстан надо ездить с осторожностью, по слухам там гаишники беспредельничают и на маркировки внимания не обращают. Просто штрафуют и отбирают права у всех, у кого автомобиль с газоразрядными лампами.
Гаишники с большим рвением начали проверять фары – штрафов за это нарушение не предусмотрено, только лишение прав. Денежно!
Здесь, наверное, можно было бы побороться. Судья, если он не в сговоре с гаишниками, вполне мог бы принять во внимание, что автомобиль куплен с уже установленным ксеноном и имеет талон ТО. Хотя, демонтировать этот свет все равно пришлось бы. Тут бы комментарий грамотных юристов бы :)
Заодно хорошо бы услышать от тех же юристов комментарий относительно еще одной проблемы, связанной с проверкой светотехники. Для того, чтобы проверить маркировку фары, во многих автомобилях необходимо открыть капот. Ходят упорные слухи о том, что по новым правилам заглядывание под капот, в багажник и т.д. является досмотром и для совершения этого действия гаишнику нужно проводить его в присутствии понятых и составить протокол досмотра.
Владельцам отечественных автомобилей, похоже, придется несладко. Надо будет побегать по магазинам в поисках каких-нибудь блок-фар неродных. Наверняка китайские производители соориентируются и наклепают каких-нибудь фар “Pro-Pro-Sport” с нужной маркировкой. :)